С этой же даты начали функционировать электронный реестр, куда и будут загружаться отчеты работодателей.
Воинский учет (ВУ) обязателен для организаций, в штате которых есть хотя бы один сотрудник:
- Призывники: мужчины в возрасте от 18 до 30 лет, обязанные состоять на ВУ и не пребывающие в запасе.
- Военнообязанные (неофициальное название — «запасники»): мужчины в запасе, выпускники федеральных ВУЗов с военной кафедрой, женщины с военно-учетными специальностями и проч.
Если в компании нет ни одного призывника или «запасника», ВУ можно не вести.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них ВУ необязателен.
Работа с электронным реестром
Одна из составляющих ВУ в организации — это передача сведений в военный комиссариат .
До сих пор сведения нужно было передавать на бумаге. Правда, летом прошлого года за военкоматами закрепили обязанность вести электронный реестр воинского учета. . Но фактически до ноября 2024 года электронный реестр не действовал. Соответственно, техническая возможность передавать в него данные отсутствовала.
С ноября 2024 года электронный реестр ВУ должен начать функционировать. В какой форме предстоит отчитываться работодателям? Однозначно ответить трудно. Не исключено, что бумажные отчеты придется сдавать одновременно с электронными.
На сегодняшний день официальных разъяснений по данному вопросу нет. Надеемся, что в скором времени они появятся.
Какие отчеты сдавать в военкомат
С ноября 2024 года в электронном виде нужно сдавать:
- о принятии на работу и (или) увольнении сотрудника, подлежащего ВУ. Срок — в течение пяти дней со дня устройства или увольнения
об изменении данных о сотруднике: образование, семейное положение, должность, структурное подразделение, место жительства или пребывания, состояние здоровья. Срок — в течение пяти дней с даты изменений сведений;
- о гражданах, состоящих на ВУ, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на ВУ. Срок — в течение двух недель с момента поступления соответствующего запроса из военкомата;
- о выявлении гражданина, не состоящего, но обязанного состоять на ВУ. Срок — в течение трех рабочих дней с даты выявления.
Внимание!
Новшества не коснутся списков юношей, которым в следующем году исполнится 17 лет и которых предстоит первоначально поставить на ВУ. А также анкет, прилагаемых к таким спискам. После 1 ноября эти сведения по-прежнему нужно будет сдавать только в бумажном виде. Напомним, что ООО передают такие сведения по запросу военкомата по формам, приведенным в приложениях № 6 и № 7 к положению № 719.
Как подготовиться к переходу на электронную отчетность
Пока нет полной ясности, как именно работодатели будут направлять сведения в электронный реестр ВУ.
Но в любом случае электронная отчетность по ВУ должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью работника, ответственного за ведение воинского учета. В связи с этим компаниям-работодателям следует совершить определенные действия.
Во-первых, назначить сотрудника, который будет передавать сведения в реестр. Не исключено, что в компании за воинский учет отвечает несколько человек. Тогда сдачу электронных отчетов по ВУ можно поручить нескольким работникам.
Во-вторых, для каждого сотрудника, ответственного за передачу данных в реестр ВУ, выпустить сертификат электронной подписи. Если с реестром будет работать не директор, а другой работник, нужно оформить машиночитаемую доверенность.
Какие санкции ждут нарушителей
Нарушения, связанные со сдачей отчетности по ВУ, влекут штраф:
- за непредоставление по запросу военного комиссариата списка юношей, которые подлежат первоначальной постановке на ВУ: для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб., для юрлиц — от 350 000 до 400 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
- за непредоставление (несвоевременное предоставление) сведений, необходимых для ведения ВУ: для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб. (ст. 21.4 КоАП РФ).