Село Анно — Ребриково образовалось еще до крепостного права 1861 года. У
Анны Ребриковой было два брата – богатые войсковые старшины Ребриковы . Они были помещиками . Один брат проживал во Фроловском районе Луганской области , село так и называлось Ребриково . ( сейчас его уже нет ) , а второй брат жил в селе Ребриково Антрацитовского района , Луганской области . Так вот эти братья купили сестре Анне землю на этом месте , где сейчас наша слобода , помогли ей устроить жизнь .Так богатая помещица основала здесь одноименную слободу На высоком холме построила просторный 10 комнатный дом , посадила на склонах большой фруктовый сад . У Анны Ребриковой было еще одно имение под городом Луганском на реке Каменке .
Ее крепостные крестьяне построили себе небольшие хатки недалеко от помещицы . Их хатки были расположены по одной улице , где сейчас идет центральная улица : от магазина « Оазис « и вниз до Медведева И.П. А дом помещицы был построен , где сейчас находится Дом Культуры . Начинался он напротив промтоварного магазина и до туалета . В нем жила Анна Ребрикова со своим племянником и дядей .
Из книги « Храмы Донской и Новочеркасской Епархии конец 17 века — 1920 г.» изданной Юным научным центром Российской Академии наук в 1914 году читаем : « Анново — Ребрикова ( Анновка Ребриковой ) слобода , Донецкий округ , тарасовское благочиние . УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ .
Церковь построена в 1840 году на средства помещицы подполковницы Анны Дмитриевны Ребриковой . Каменная . Однопрестольная .
В 1911 году церкви принадлежали два причтовых дома : здание церковно — приходской школы , построенное на средства прихожан при пособии Донецкого окружного отделения Епархиального училищного совета ; каменный дом для церковного караула . Для обеспечения жизнедеятельности церкви храмоздательница в 1851 году сделала вложение под проценты в банк 1430 рублей в пользу притча и 1430 рублей в пользу церкви «.
К великому сожалению от Успенской церкви слободы Анно- Ребриково остались теперь только вот эти две фотографии . Это фотография уже послевоенной поры , перед тем как храм был полностью разрушен.
А дальше опишем , что нам удалось узнать у местных старожилов .
Невдалеке от дома помещица начала строительство церкви . Ей усердно помогали местные помещики , купцы и домовитые крестьяне , да и небогатые слобожане делали хоть и скромные , но регулярные пожертвования .Церковь строилась 10 лет , строили ее наши русские люди , которых сюда согнали для строительства . Подрядчик часто браковал кирпич , требовал , чтобы кирпич был большой и хорошо сделан , крепкий . Раствор , на котором ложили церковные стены , был на яйцах замешан , поэтому очень был крепким Анна Ребрикова облагала налогом на яйца . Крестьяне должны были сдавать яйца , а их потом добавляли в раствор и строили церковь . Для строительства церкви был специально сооружен небольшой кирпичный заводик .
Церковь была огорожена кирпичной стеной . имела трое ворот : для входа в церковь , для выхода из церкви , а третьи ворота были для выхода на кладбище . На воротах для выхода на кладбище висела большая икона . Все ворота закрывались увесистыми замками . Все , что касалось церкви , делалось основательно и добротно , на века . Церковный сторож с деревянной колотушкой стоял на страже православной святыни .
Успенская церковь в торжественной обстановке была освящена в 1840 году. Она была самой богатой и красивой в округе . В округе церкви жили богатые помещики . Они много денег жертвовали церкви , иногда даже дарили золотые иконы . Все иконы были отделаны золотом . На алтаре , где батюшка проводит службу , в десяти метрах вверх висела очень большая икона Матери Божьей , она была отделана золотом толщиной в палец . И очень красивая сама по себе была икона . Были иконы , отделанные серебром . Очень большой и круглой по форме была икона Спасителя . В большом зале в церкви висело две люстры : одна очень большая и красивая, а вторая — чуть поменьше , но обе очень дорогие и красивые . И если свадьбу справлял богатый , то в церкви зажигали обе люстры , кто чуть беднее — одну большую люстру , а если бедный , то ни одной .
При венчании хор стоял на клиросе , а в большие праздники вверху , где были хоры . Очень красиво пели певчие . Если запоют они в церкви , так через двойные рамы слышно в хатах крестьян во всем селе . Славились наши певчие , их приглашали на службу по большим праздникам в Гармашивку , Осиково Воронежской области . Руководителем – регентом (дьячком ) был Сизенко Иван Васильевич , он играл на скрипке , а Васильченко Яков Иванович играл на цымбалах . Певчими были : Иванова Соня , Шамраева Фекла Харламповна , Комар Никифор Иванович — бас , Шаповалов Иосиф – бас, Кулиничев Ларион — бас , Дашко В ., Малинина Нина , Субботин Кирилл Степанович и другие . Дьячком был И . Малинин .
Из священников ( попов ) известно только две фамилии : поп Регат В . И . и Милоградский Константин Евгеньевич . Последний служил примерно с 1912 года .
Помогал батюшке все приготовить , носил кадило , все подносил Колесников Петр , он же был и титарем , и свечки продавал . В церкви продавали свечки., просвиры , эти люди часто менялись .
Каждое воскресенье в церкви проводилось служение , отмечались все религиозные праздники , в церкви венчали молодых , крестили детей , отпускали грехи , отпевали покойников , святили воду , вели документальный учет умерших и родившихся и т. д. В последнее время детей крестили в караулке : там стоял большой медный чан . Все необходимое для православных обрядов можно было купить в церковной лавке . Здесь же продавалось вкусное церковное « ладанное « вино .
Продолжение следует.
Н.И.Борзяк