Международный день музеев отмечается в России 18 мая и направлен на привлечение внимания общества к учреждениям культуры, а также на развитие межкультурного диалога на основе духовно-нравственных и культурных ценностей.
1985 — 1986 учебный год. Я была классным руководителем в восьмом выпускном классе Анно – Ребриковской восьмилетней школы . Весь сентябрь учащиеся 8 класса думали, какую память о себе оставить школе.
В октябре 1985 года было принято решение: создать в родной школе музей или хотя бы начать его создание. В начале была мысль собрать материалы по истории школы. Приступили к сбору материала, экспонатов. Обратились к учителям — ветеранам, разыскали кого смогли из тех, кто работал в школе в разные годы , кто учился в ней когда – то .
За короткий срок был собран и оформлен богатейший материал: «загорелись «все дети школы, родители и общественность, завязалась обширная переписка, стали поступать фотографии , письма, экспонаты.
Все материалы оформлялись , регистрировались, готовились стенды, альбомы. Вся школа была занята созданием музея. У ребят появился интерес к истории школы , а с нею — и к истории родного края и своего села. Но в ходе сбора материала убедились , что история школы тесно связана с историей создания колхоза, с установлением Советской власти в селе, с жизнью и бытом односельчан, с Гражданской и Великой Отечественной войнами, с развитием торговли в селе, с работой почты, медпункта и т.д.
25 мая 1986 года на празднике Последнего звонка для восьмиклассников состоялось торжественное открытие школьного музея. На нем присутствовали выпускники 1986 года, весь педколлектив, родители, односельчане, выпускники 1972 года выпуска ( у них в этот день проходила встреча выпускников 1972 года ) , директор Чертковского районного музея Нос Аким Иванович и третий секретарь РК КПСС Лемешко Галина Ивановна, руководители села, гости из бывших учителей и учащихся. И каждый ученик чувствовал гордость за сделанное, радость от того , что так много гостей , и желание еще лучшим сделать свой музей, больше узнать об истории своего края и страны.
После праздника работа пошла еще энергичнее. Теперь изъявили желание собирать материал и учащиеся 2- 4 классов. Все дети идут ко мне и сообщают , где что видели из старинных предметов, вещей , несут их в школу, в музей. А когда приходят посылки или письма , то в музее собираются все желающие посмотреть. Вначале мне было удивительно , как дети бережно, с любовью передают друг другу любые экспонаты . Однажды нам пришла бандероль, в ней лежала записка, фотографии и пионерский галстук. Прислала ее дочь бывшей учительницы, которая очень давно работала в нашей школе учителем , она здесь же была принята в Почетные пионеры, где ей вручили этот галстук, И теперь она дарит нам его в музей как память о ее маме. Галстук как галстук, новый, видимо, его бережно хранили. И надо было видеть выражения лиц детей , которые так бережно и с любовью передавали этот галстук из рук в руки . Это меня очень поразило . Теперь я уже другими глазами смотрела на детей и на принесенные экспонаты.
Учителя оказывали помощь детям в сборе материала , направляли их работу , помогали оформлять им стенды, альбомы, отвечали на все детские вопросы. Конечно , труднее всех пришлось 8- классникам, они в музее, как говорят, и дневали и засиживались допоздна вместе с классным руководителем . И вот в таком напряжении прошел весь учебный год. У нас не было выходных: по субботам и воскресеньям ходили по домам и брали интервью. Конечно, это на бумаге составить план просто, а чтобы его выполнить , надо много потрудиться.
Итак, начало музея было сделано, музей открыли в назначенное время, выпускники 1985 — 1986 учебного года подарили музей школе, а теперь работу в музее будут продолжать следующие ученики , чтобы собрать весь запланированный материал. И до тех пор, пока я работала в школе и не ушла на пенсию, мы продолжали всей школой собирать материал и экспонаты, ну, и, конечно, большая часть работы была сделана моими выпускниками следующего выпуска. А, вообще –то, конечно, большое спасибо за всю проделанную работу и учащимся школы, и учителям, и родителям. Главное , что основной материал собран, хотя еще много можно что сделать для дальнейшего развития музея.
Воспитание доброты, уважения к старшим , стремление узнать больше из истории Родины, своего села, выработка навыков оформительского мастерства , умение общаться с людьми старшего поколения _ все эти качества формируются у детей , работающих в музее.
Музей стал средоточием кропотливой работы всей школы, коллективным творческим делом.
Я верю, что пройдут эти трудные, непонятные годы, годы метаний, поисков истины в жизни, люди вновь ощутят вкус к работе на своей земле, почувствуют свою значимость на земле, станут счастливыми и нужными стране . И теперь уже молодое поколение будет совершать свои подвиги. И приходя в Анно — Ребриковский музей, читая истории жизни ушедших в небытие своих родственников , односельчан , будут жить достойно. И тогда в музее откроют новый раздел «Дела и подвиги молодых нового столетия». И музей всегда будет нужен.
Н.И.Борзяк, заслуженный учитель РСФСР, сл.Анно-Ребриковская 1990 гг.