Я, Басенко Иван Андреевич, 1926 года рождения, родился в хуторе Гирино Тарасовского района Ростовской области. Судьба так распорядилась, что в 16 лет мне пришлось с оружием в руках защищать Родину от ненавистных захватчиков. Это был январь 1943 года, когда немцы после поражения под Сталинградом начали отступать на запад. Наши войска тоже несли большие потери. И вот после освобождения Тарасовского района с фронта прибыл капитан и обратился к Тарасовскому военкомату с просьбой пополнить поредевшие полки людскими резервами.
Военкомат принял решение призвать в ряды Советской Армии молодых 16-летних ребят, в частности и ребят с хутора Гирино. Нас выстроили в одну шеренгу и спросили: пойдем ли мы защищать Родину? Мы, конечно, молчали, и как сказал капитан, молчание – знак согласия. Конечно, мы все были молоды…
Но потом нас решили отобрать по росту, и я попал в группу более рослых. Меньших по росту отправили домой, а нас повели в хутор Поповка, под Тарасовкой, где мы в школе переночевали, а утром повели нас в сторону поселка Глубокого. В поселке нам выдали винтовки с патронами и по 2 гранаты РГД, а также одели нас в белые маскировочные халаты, и в составе 152 стрелкового полка 2-го Украинского фронта пошли мы в наступление, освобождая населенные пункты Украины от врага.
Конечно, нам было нелегко в январские морозы преодолевать трудности, но кормили нас хорошо, а в обед давали выпить по 100 граммов водки.
С боями мы направлялись в сторону Ворошиловграда. Мне, рядовому, пришлось один раз под руководством сержанта ходить в разведку. И на полпути до населенного пункта, в степи, пришлось встретить немецкую разведку. Так как было холодно, то немцы шли за санями, и, видя приближающуюся подводу, мы по ним открыли огонь. Подбили лошадь, которая к нам побежала, а на санях лежало немецкое оружие и продукты питания. Было это ночью, немцы разбежались, а мы полакомились трофеями. Выполнив задание, мы вернулись в свой полк.
И вот еще было задание: в составе трех рот одновременно вступить в бой при освобождении шахтерского поселка под городом Красный Луч. Но наш командир роты решил иначе.
Не дождавшись двух рот, решил одной ротой вступить в бой за рабочий поселок. Но силы были неравными, и мы стали отступать. Конечно, мы понесли большие потери, в том числе в этом бою и меня ранили в правую руку. Я выбежал за поселок и увидел своего раненого командира роты. Он только спросил: «Как там наши?». Я ответил, что многие солдаты ранены в ноги и не могли выбежать, просили помощи, это было очень жутко. Командир роты подсказал нам, раненным в руку, где находится наш полевой медицинский пункт. Мы нашли этот пункт, где нам сделали перевязку и остановили кровь. Выдали нам справки о ранении и отправили нас в госпиталь. И мы за сотни километров шли пешком в госпиталь, который располагался в селе Колушкино Тарасовского района, в бывшем детском доме. По дороге нас добрые люди кормили и поили, за что мы им были благодарны.
По прибытию в госпиталь нам сделали перевязки, завели необходимые документы и направили за 12 километров в село Большинка, где в школе находилось отделение того госпиталя. В отделении нас не стали принимать, так как они в этот день должны выехать на новое место дислокации, ближе к передовой фронта. А я обратился к руководству с просьбой, чтобы разрешили побывать дома, в хуторе Гирино, который находился за 7 километров от села Большинка. Они поняли меня и вступили в переговоры с местным медпунктом, оставили меня в медпункте для прохождения дальнейшего лечения. Так я находился на лечении несколько месяцев, а после завершения лечения мои документы, историю болезни медпункт передал в Тарасовский военкомат.
Военкомат постоянно вызывал меня на перекомиссию, и комиссия признавала меня непригодным к несению военной службы, и сейчас я инвалид 2-ой группы по ранению.
Теперь я скажу несколько слов о своей мирной жизни. В те годы потребовался обмер всех приусадебных участков у населения, и по хутору Гирино было поручено мне. С этой работой я успешно справился, и в районе первым итоги обмера сдал районному землеустроителю. И вот из области пришла деректива направить одного человека из района в город Новочеркасск на двухгодичные курсы землеустроителей, и начали мне рекомендовать поехать на эти курсы. Я согласился. Мне интересно было осваивать эту науку. Окончил курсы на «отлично» и был принят на работу в районном цен- тре, селе Ефремово-Степановке, на должность помощника главного землеустроителя района. И тут я решил учиться дальше. Пришлось учиться в вечерней школе, где окончил де вятый и десятый классы, поступил в Пашковский сельхозтехникум под Краснодаром на землеустроительное отделение. Успешно окончил техникум и поступил в Московский институт инженеров землеустройства. Там я проявил себя с хорошей стороны, и по поручению дирекции института я читал лекции студентам-очникам по практическим вопросам, и по окончании института мне очень рекомендовали поступить в аспирантуру. Но я отказался, так как я в общей сложности проучился 21 год, и я решил не учить ся, а жениться, так как мне в то время было 36 лет. (Более полуве- ка Иван Андреевич прожил вместе со своей женой, Анной Петровной).
До пенсии я работал в должности главного инженера-землеустроителя в Мальчевском и Чертковском районах. Я очень любил свою про- фессию. Ребята, будьте патриотами своей Родины!
Более 50 лет И.А. Басенко работал районным землеустро- ителем. Награжден медалью «Почетный землеустроитель РФ». Будучи на заслуженном отдыхе, пока позволяло здоровье и были силы, занимался пчеловодством.